карта сайта
:: пенсионная система в России :: реформа

 

Главной причиной краха государственной пенсионной системы стал глубокий социально- экономический кризис. Нестабильность экономики, разрушенные хозяйственные связи, несовершенство налоговой системы привели к резкому- падению уровня жизни почти 37 миллионов российских пенсионеров, составляющих самую большую социальную группу нашего общества.

Если в 1991 г . минимальная пенсия более чем в два раза превышала прожиточный минимум, то начиная с 1992 г . это соотношение резко снижается: в 1992 г . минимальная пенсия составляла около 80% от прожиточного минимума, а в 1995 г . - 46%.

Начиная со второй половины 1995 г . ситуация с выплатой пенсий становится критической - в ряде регионов задержки с выплатой пенсий достигают нескольких месяцев, стремительно нарастает задолженность предприятий, платящих взносы в Пенсионный фонд РФ.

Все это происходит на фоне ухудшающейся демографической ситуации. Население России стремительно стареет. В нашей стране демографическая нагрузка (количество пенсионеров на 1000 работающих) в 1,5 раза выше, чем в таких развитых странах, как США, Финляндия, Испания, Голландия. Если данная тенденция не изменится, то к 2020 году на каждого работающего будет приходиться один пенсионер.

Из вышеизложенного можно сделать главный вывод: государственная пенсионная система не обеспечивает сегодня и не сможет обеспечить в перспективе выплаты нетрудоспособному населению пенсий, обеспечивающих социально приемлемый уровень жизни.

Очевидно, что в такой ситуации задача реформирования пенсионной системы приобретает для государства первостепенное значение.

Необходимость глубокой перестройки самих принципов пенсионного обеспечения в России привела к появлению Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства РФ № 790 от 7 августа 1995 г .

Данная концепция предусматривает создание новой, трехуровневой системы пенсионного обеспечения. В России впервые реализуется широко распространенный в мире подход, предполагающий существование трех различных видов пенсионного обеспечения.

Первый уровень - базовая социальная пенсия, выплачиваемая государством своим нетрудоспособным гражданам, которые в силу тех или иных причин не охвачены государственным социальным (пенсионным) страхованием.

Второй уровень - трудовая пенсия, определяемая продолжительностью трудового стажа и размерами страховых взносов, уплаченных работником и работодателем в государственную пенсионную систему. Главной задачей, которую необходимо решить для реформирования системы трудовых пенсий, является персонификация учета пенсионных взносов в масштабе всей страны.

И наконец, третий уровень должны составлять негосударственные пенсии, выплачиваемые гражданам профессиональными пенсионными системами и негосударственными пенсионными фондами.

Особое внимание в Концепции обращено именно на дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение. И это неудивительно. Опыт развитых стран показывает, что дополнительные пенсии, выплачиваемые через негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и общества взаимного страхования, могут превосходить государственные пенсии в 2-5 раз.

Выдержки из Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ № 790 от 7 августа 1995 г .):

С 1 января 2002 года вступили в силу законы, определяющие основные положения пенсионного обеспечения в Российской Федерации:

  • «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  • О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Исходя из вышеперечисленных законов, пенсионная система в Российской Федерации создается из следующих частей:

Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивается путем перечисления обязательных страховых взносов в ПФР и ассигнований из федерального бюджета и дает право на государственную пенсию: федеральным государственным служащим, военнослужащим и т.д.

Обязательное пенсионное страхование – обеспечивается за счет обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на страховую и накопительную часть трудовой пенсии.

Дополнительное пенсионное обеспечение – формируется за счет добровольных взносов работодателей и работников, является неотъемлемой частью пенсионной системы.

Мы видим, что с запуском новой системы увеличивается роль негосударственных пенсионных фондов в пенсионном обеспечении граждан. Негосударственные пенсионные фонды существуют на рыке пенсионного обеспечения более  23 лет, с момента выхода Указа Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 16. 09.1992. НПФ являются мощными финансовыми институтами, создают альтернативный вариант накопления средств для обеспечения достойной старости.

К настоящему времени наметились два основных пути развития российских НПФ. Ряд крупных предприятий создали корпоративные или отраслевые пенсионные фонды, которые тесно интегрированы в финансовую структуру предприятия (Отрасли). Корпоративные пенсионные фонды ориентируются на взносы, уплачиваемые работодателем за своих работников. Другие пенсионные фонды предлагают различные пенсионные программы, ориентированные на дополнительное пенсионное обеспечение физических и юридических лиц на условиях договоров, заключаемых с этими лицами.

 

 
 
НПФ КАПИТАН ©