карта сайта
:: профессиональные пенсионные системы :: концепция

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ

Специалистами НПФ «Капитан» разработана концепция создания профессиональной пенсионной системы (ППС) с учетом интересов собственников, администрации и работников предприятий, основные положения которой рассматривались и были одобрены специалистами Министерства труда и социального развития, Министерства финансов и экономики РФ, Федеральной комиссии по ценным бумагам, Государственной инспекцией негосударственных пенсионных фондов, в аппарате правительства и других заинтересованных ведомств.

Согласно Концепции, профессиональные пенсионные системы должны стать частью общенациональной пенсионной системы, обслуживать определенные профессиональные группы и осуществлять социальную защиту этих групп в виде предоставления пенсионных выплат работникам на принципах ограниченной солидарности по специфическим основаниям, присущим только данным профессиональным группам, не перекладывая плату за такого рода особые риски на лиц, не несущих ответственности за данный риск.

Соответственно, создание подобной пенсионной системы должно отвечать одновременно интересам государства, отрасли (группы предприятий), отдельного предприятия и каждого работника, что объективно снижает уровень конфликтности в процессе пенсионного обеспечения. Это соответствие выражается, прежде всего, в определении уровня и условий профессионального пенсионного обеспечения.

Под профессиональной пенсионной системой понимается совокупность прав и обязательств заинтересованных лиц, выполняющих финансирующие, учетные, контролирующие и управляющие функции, результатом взаимодействия которых является обеспечение гарантированной выплаты дополнительной пенсии в нетрудоспособном периоде для работников отдельных профессиональных групп.

Функционально элементами системы являются физические и юридические лица, которых можно подразделить на плательщиков взносов - вкладчиков ППС, получателей пенсий - участников ППС, негосударственный пенсионный фонд - институт, профессионально занимающийся дополнительным пенсионным обеспечением и осуществляющий техническое обеспечение ППС, компании по управлению активами пенсионных фондов и контролирующие органы (государственные и негосударственные).

Нормативная база профессиональной пенсионной системы должна быть представлена документами 3-х различных уровней - государственного, отраслевого и отдельного предприятия. Это законы об основах пенсионной системы и организациях, занимающихся таким обеспечением, устав ППС, отраслевое тарифное соглашение, коллективные и индивидуальные трудовые договоры, внутренние положения предприятия.

Источниками финансирования ППС являются в первую очередь средства работодателя и работника, уплачиваемые как пенсионные взносы.

Общий уровень пенсионного обеспечения трудящихся, призванный обеспечить привычный образ жизни и социальный статус бывшего работника, в перспективе должен достигать 70-75% от последнего заработка (предлагаемое в настоящей концепции соотношение: 40-50% заработка - государственная пенсия, 20-35% - профессиональная пенсия, выше - дополнительная).

Профессиональные пенсии, выплачиваемые из ППС, в зависимости от условия предоставления и порядка финансирования можно подразделить на досрочные (выплачиваемые за выслугу лет и работу в особых условиях труда), страховые (пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца и пережившему супругу) и пенсии по старости (обычные, могут выплачиваться досрочно, стандартно и отсрочено).

Право на дополнительное профессиональное пенсионное обеспечение в конечном итоге должны иметь все работники каждого предприятия, имеющие определенный стаж работы на производстве, независимо от пола, возраста и профессии. В течение переходного периода в зависимости от изначального финансового состояния предприятия политика охвата может меняться - в зависимости от первоочередных целей на этапе учреждения ППС только в сторону расширения круга лиц, имеющих право на профессиональное пенсионное обеспечение.

Финансирование пенсий осуществляется за счет взносов работников и работодателей путем аккумулирования этих средств, сохранения их и приращения в результате управления ими.

Работодатель несет ответственность за своевременное перечисление в ППС взносов (в том числе и из средств работника).

Индексация пенсионных выплат, кроме профессиональных страховых, производится в соответствии с доходностью инвестирования пенсионных активов.

Основным (конечным) риском профессиональных пенсионных систем является риск полного или частичного невыполнения Пенсионных обязательств. То есть это риск невыплаты пенсий участникам ППС вследствие отсутствия средств на данные цели или выплаты пенсий в размерах, не обеспечивающих прожиточный минимум либо иной установленный ранее стандарт обеспечения. Учитывая особую социальную значимость существования систем профессионального пенсионного обеспечения и некоторые особенности осуществления данного процесса, требуется определенная система гарантий для профессиональных пенсионных систем (представленная в Концепции), под которой можно понимать совокупность материальных средств и финансовых обязательств, служащих в свою очередь обеспечением пенсионных обязательств, а также мер и действий, осуществляемых различными организациями в силу своей компетенции и направленных на достижение стопроцентной вероятности выполнения пенсионных обязательств в полном объеме в рамках профессиональной пенсионной системы.

Учет в профессиональной пенсионной системе уже приобретенных (полностью или частично) пенсионных прав на получение льготных/за выслугу лет пенсий как основания для выплаты профессиональных досрочных пенсий в достаточных размерах из ППС (в случае передачи государством ей обязанности по выплате таких пенсий) возможен только при передаче государством в профессиональную пенсионную систему средств, достаточных для погашения уже возникших государственных пенсионных обязательств.

Необходимо отметить, что процесс присоединения предприятий к ППС является
делом не одномоментным, а включает в себя процедуру инвентаризации рабочих мест, приобретенных и прогнозируемых пенсионных прав работников, сбор и обработку статистических данных по текучести кадров, производственному травматизму и профзаболеваемости, составление картотеки работников с целью ведения персонифицированного учета участников ППС и их пенсионных прав и т. д. Даже при готовых тех нологиях ведения именных пенсионных счетов
и актуарных расчетов процесс подключения отдельных предприятий потребует определенного количества профессионально подготовленных кадров, материальных ресурсов и времени.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА СОЗДАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

Создание профессиональной пенсионной системы для работников позволит руководству отрасли решить ряд важных проблем:

•  Вопросы управления персоналом, связанные с компенсациями работникам, увольняемым по сокращению на досрочную пенсию (высвобождение рабочих мест), дополнительного стимулирования работников, решения вопросов социальной защиты работников и членов их семей, гарантированная помощь ветеранам производства.

•  Решение проблемы привлечения кадров в отрасль с традиционно тяжелыми условиями труда. Дополнительная пенсия будет важным фактором, особенно учитывая предстоящую ликвидацию досрочных государственных пенсий, начисляемых в связи с особыми условиями труда.

•  Возможность направления части аккумулированных средств на финансирование
внутренних инвестиционных проектов.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

•  Профессиональная пенсионная система имеет дополнительный характер по отношению к государственному пенсионному обеспечению.

•  Профессиональная пенсионная система обязательна для предприятий и организаций, решивших присоединиться к ППС.

•  Финансирование ППС осуществляется работником и работодателем на договорной основе.

•  Пенсия должна быть заработана работником (т.е. размер пенсии может определяться только размерами и продолжительностью уплаты страховых взносов).

•  Общий уровень пенсионного обеспечения с учетом государственной пенсии должен составлять 70-75% последнего заработка (с учетом инфляции).

•  Профессиональная пенсионная система должна удовлетворять принципам устойчивости, надежности, открытости и функционировать под государственным контролем.

•  Создание любой профессиональной системы должно быть согласовано с представителями государства, собственников, администрации и работников предприятия.

 

 
 
НПФ КАПИТАН ©